Мы с вами все окунулись в теплый сентябрь, со всеми его радостями, заботами и началом учебы наших детей... Думаю многие из вас заметили, как коллективное сознание действует на  родителей, которые приходят в школу на первые собрания и мероприятия... Я заметила, как по разному ощущается энергетика в каждой школе (мы много переезжали и меняли школы). И эта статья Светланы Добровольской так точно отразила мои сомнения в том, что происходит... Все в нашем выборе - выборе свободы и чувствовании Себя и Своего ребенка или бездумном подчинении системе и акцентированию на завышенные подчас требования, смещение фокуса на важность совершенно неважных вещей... Делюсь с вами удивительной статьей , удивительной женщины. Светланы Добровольской..

" Вот и завершилось наше непростое  лето. Хотя в этом году традиционная смена времен года, возможно, еще преподнесет нам сюрпризы, но все же дело движется к осени. А главное, меняются наши родительские заботы: приближается учебный год, а с ним и все сопутствующее.

Другая реальность

Другая реальностьНе так давно у меня был повод оказаться в нескольких крупных магазинах, и везде я видела достаточно молодых, красивых и здоровых  (по внешнему виду) людей, преимущественно женщин, тревожно-озабоченных поиском школьной одежды определенных цветов и фасонов, спортивных костюмов, обуви, портфелей  и т.п.  Напряженные лица, повышенная раздражимость, недовольный голос в адрес любимых чад, которые вместе с родителями перемещались из магазина в магазин для примерок. А главное: какое-то коллективное заражение вирусом гипертрофированной значимости происходящего, как будто от того, что не нашлась рубашка именно этого, утвержденного «родительским комитетом», оттенка, жизнь всей семьи «трагически закончится»! Я уж не говорю об учебниках  и рабочих тетрадях определенного типа, отсутствие которых просто «смертельно»!
«А как?! Как же ребенок будет себя чувствовать в классе, если у него НЕТ того, что требуется от всех?!» — воскликнут многие. А так, как вы сами к этому относитесь!
Если вам дискомфортно  оказаться «не таким как все», если потребность соответствия искусственно созданным нормам определенной социальной группы (вашей школы, например) преобладает для вас над потребностью быть собой, то есть делать то,  в чем вы видите смысл и не тратить силы и время на то, в чем вы смысла не видите, то дальнейший текст для вас интереса не представит  и это нормально – каждый из нас САМ выбирает плюсы и минусы собственной жизни!
Однако я знаю и на собственном материнском опыте и из профессиональной практики, что очень многие из нас «играют» в традиционные абсурдные игры, накапливают внутри себя протест против такой жизни, нервничают и болеют, но НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, что возможно по-другому!
Возможно! Еще как возможно! Я бы сказала, даже неизбежно! Потому что мы живем в эпоху одномоментного сосуществования совершенно полярных  (и одинаково результативных, заметьте) жизненных позиций:
— мировоззрения жертвы обстоятельств судьбы, государства, медицины, школьной системы… — мировоззрения творца обстоятельств — человека, который своими  выборами определяет собственное будущее.

Выход из западни

Выход из западниНюанс в том, что невозможно делать свободный выбор, если вы находитесь «внутри мышеловки», где жизнь хоть и  тягостна, но предсказуема.
Ненавистная работа, которую страшно бросить, потому что страшно вступить в неизвестность; ненавистная школа, в которую не хочется даже заходить, но рядом с домом; ненавистные родственники, с которыми век бы не виделся, а  вынужден встречаться… Ну чем не западня?
Однако наступает такой момент, когда продолжать это все уже действительно НЕВЫНОСИМО – или здоровье стремительно разрушается, или ребенок становится совершенно неуправляемым, или родственники садятся на голову…  И вдруг оказывается, что «западня»  — это всего лишь выбор, наш  собственный выбор! Оказывается, давным-давно известно, что любую тюрьму мы создаем себе сами и есть масса способов, как по кирпичику разобрать ее и выйти, наконец, на  белый Свет!
За 15 лет моей практики я многократно наблюдала проявления «чудесных возможностей» в жизнях людей, сделавших выбор выйти из тех  социальных игр, которые не несут им ни радости, ни удовлетворения. Неважно смена ли это профессии, новый взгляд на «несозвучных» родственников, или честный ответ себе самому по поводу того, что именно нужно твоему ребенку в жизни и зачем. Не скажу, что это просто, но это захватывающе! Потому что, когда мы начинаем осознанно подходить к своим выборам, начинаем наблюдать, на что именно мы расходуем свое время, силы, эмоции,  а не просто терпеть то, что лежит под носом, — горизонты наши расширяются необыкновенно! Сначала мы ужасаемся: сколько сил «автоматически» уходит на суету и воплощение чужих ожиданий (это надо маме, это – начальнику, это – классному руководителю…).
Но допустив мысль, что именно от нас самих зависит содержание текущего момента, мы начинаем замечать что Жизнь гораздо БОЛЬШЕ, чем обеспечение физического существования или соответствие общепринятым «стандартам»! Мы обнаруживаем в себе и в окружающих людях интересные, неожиданные качества. Откуда-то рядом появляются новые спутники – не «страдальцы» или «бойцы», а те, кто умеют жить с удовольствием, умеют реализоваться и одновременно ценить простые радости жизни. Нам становится интереснее и счастливее жить! Не проще, это точно, но интереснее!

Промежуточное поле

Хорошо помню момент, когда я принимала решение отказаться от преподавания на кафедре в институте (это было в середине 90-х). Среди полного развала и неопределенности я чувствовала себя  древним путешественником, которому предстояло высадиться из своего утлого суденышка на неизвестном берегу, где его могли встретить как друзья, так и враги… Но, с другой стороны, я совершенно точно понимала, что не хочу играть в фальшивую игру нашего современного образования, где преподаватели делают вид, что учат, а студенты – что учатся, и никого   не интересует  актуальность или востребованность самого продукта. Ложь в одной сфере жизни незаметно перетекает во все другие – если врешь себе в профессии, рано или поздно начинаешь врать себе во всем остальном. Я не знала, чем я буду заниматься, и вообще, чем ВОЗМОЖНО заниматься в моем случае, но стоило мне принять решение отказаться от  постылой работы, как жизнь свела меня с людьми совершенно иной профессии. Причем я  оказалась им нужна в тот момент не меньше, чем они мне, что и позволило нам осуществить плодотворный совместный проект.
«Если ты чего-нибудь сильно хочешь, вся Вселенная будет способствовать исполнению твоего желания»  (П. Коэльо, «Алхимик»). Я очень захотела быть свободной от омертвевшей системы,  была готова принять  непонимание коллег и родственников —  и жизнь тут же предложила мне сеять «разумное, доброе, вечное» в формате, о котором я даже не подозревала. Это уж потом, постепенно, семейная психотерапия стала основным моим делом. А сначала надо было просто «выйти из игры» через «промежуточное поле». Рискованное, совершенно непонятное моему окружению, но многое подарившее мне в качестве бесценного опыта «промежуточное  поле».
Вероятно, если бы я не обрела некую профессиональную автономность  в собственной жизни, мне трудно было бы понять потребности моих детей и уж тем более – трудно было бы помочь им пройти без ущерба для своей индивидуальности школьную систему.

ЛЮБОВЬ или страх – ваш выбор?

Любовь или страх - ваш выбор?Родители, выбирающие  в качестве приоритета личное достоинство и инициативность людей, которых они растят, конечно, теряют возможность сетовать на проблемы и недостатки школы или социума, поскольку берут ответственность за детей на себя. Они знают, что воспитание собственного ребенка – их забота. А воспитание,  как известно, осуществляется примером.  Вот и приходится самому быть последовательным и честным  в реализации собственных жизненных целей, если хочешь увидеть настойчивость и увлеченность в родных детях. И первое, и второе не имеет никакого отношения к традиционной школьной системе — невозможно быть настойчивым и увлеченным в достижении навязанных извне целей.
Всё в жизни людей управляется в конечном итоге двумя мотивами: страхом или любовью. 80% конфликтов с детьми обусловлены «страхом за их будущее», в том смысле, что если они не научатся соответствовать стереотипам нынешнего  общества, в будущем они потерпят фиаско. Этот подход, несомненно, был конструктивен на протяжении веков, поскольку исторические условия и движущие силы жизни были стационарны, менялась лишь упаковка: маленькая группа людей принимала решения – массы их воплощали ценой собственных жизней. Но теперь все иначе — имеющий глаза, да увидит.
В наши дни невозможно преуспеть, находясь в конфликте с собственной душой. Некоторое время  удается обманывать себя, но с каждым годом возраст «болезней разочарования» (депрессии, инфарктов/инсультов  и онкологии) стремительно молодеет, а абсурдность и разрушительность  окружающей среды обитания не позволяет закрывать на нее глаза. И наши дети СОПРОТИВЛЯЮТСЯ изо всех сил обучению традиционным человеческим играм под девизом «надо быть как все», именно потому, что Природа заложила в них потенциал для  Будущего, которое, с учетом экологических процессов, будет сильно отличаться от Настоящего.
Старый подход к человеку, как к существу изначально ущербному, «грешному», а потому нуждающемуся в насилии для «очеловечивания», оказался несостоятельным.  Насилие порождает унижение, унижение – желание отомстить, месть — новое насилие, и этот процесс бесконечен. Однако стоит поддержать в душе ребенка достоинство, поверить в его потенциал, как вслед за этим появляется возможность развить в формирующемся человеке ответственность, т.е. готовность и умение принимать последствия собственных выборов, а не это ли так необходимо все нам?
Проблема в том, что невозможно воспитать в ребенке достоинство, если ты сам не проявляешь его в жизни. Дети – как вода – заполняют ВСЕ свободное пространство собой, своими потребностями и интересами, если родители привычно терпят свою взрослую жизнь. В этом случае дети становятся последней каплей «на голове» у взрослых.
Но если родители сами выбирают то, чем и зачем они занимаются в жизни, они приобретают убедительность и значимость для растущего рядом человека. Потому-то невозможно «управиться» с сильным, протестным ребенком без обретения осознанности в собственной жизни.
Вероятно, лимит развития человечества в формате «стада и пастухов» исчерпан. Доживать можно, но жить и развиваться – уже нет. Перед каждым из нас стоит выбор: следовать массовому сознанию, или выбирать  действительно то, что нам необходимо: именно эта еда, именно эти фильмы, именно это место для жизни, именно эти  наставники  для моих  детей, именно это времяпровождение для нашей  семьи… да много чего еще.
Я сознательно опускаю вопрос, почему  общепринятыми являются именно разрушительные стереотипы — от катастрофического подбора новостей, до продуктов с нитратами – у нас есть главный инструмент: просто не выбирать их, если мы этого действительно захотим.
Хочу обратить ваше внимание на то, что все мы выросли в системе, не озабоченной развитием в нас подлинного человеческого достоинства и самоуважения. Поэтому нормально чувствовать себя неуютно в начале пути к себе. Каждый из авторов, оставивший подробную карту на этом пути – пути осознанной Жизни – начинал с подобного дискомфорта. Именно поэтому миллионы людей смогли  воспользоваться методами Луизы Хей или Лиз Бурбо. Луулле Виилма или Вадима Зеланда (перечислила первых, пришедших в голову). Замечательно, что хотя все они об одном и том же, книги  написаны совершенно «на разных языках», и каждый может выбрать тех «лоцманов», что ему ближе.
С уважением и пожеланием веры в себя, Светлана Добровольская.

Источник статьи